Задачи Интернет-сайта или зачем нужен сайт в сети Интернет?

Прежде всего, необходимо определить, для кого будет представлять интерес информация, размещённая в Интернет? Для какой аудитории она предназначена? Вопросам изучения аудитории сети Интернет посвящено немало исследований. Вкратце, можно сделать следующий вывод: 1. В течение недели Интернетом пользуется несколько миллионов человек 2. Более 50% аудитории составляют люди с высшим образованием. 3. Ежедневно около 80% аудитории составляют работающие люди. 4. По сравнению с жителями России в целом, Интернетом пользуются люди с доходом выше среднего. То есть — подавляющую часть пользователей представляют наиболее деятельные и энергичные люди. Не стоит забывать и то, что в отличие от СМИ, где рекламная информация навязывается независимо от желания, пользователи Интернет приходят на информационный сайт фирм по собственной воле. Несомненно, веб-сайт является одним из важных и мощных инструментов маркетинга в современном бизнесе. И именно от того, как реализована деятельность той или иной фирмы в сети Интернет будет зависеть успешность ведения бизнеса, эффективность проведения рекламных кампаний, опросов и любых других мероприятий. Прежде чем начать обдумывать, каким образом реализовать свои идеи в сети, необходимо чётко определить, для каких задач создаётся сайт владельцем и какие цели он преследует. Обратимся к классификации Тимофея Бокарева:

1. Ad Supported (рекламная бизнес модель) — сайт создается для формирования на нем постоянной, четко сегментированной или, напротив, максимально широкой аудитории. Контакт с этой аудиторией продается рекламодателям или спонсорам. Примеров можно привести множество. Вот два из них: www.citycat.ru — крупнейший рассылочный сервер, получающий доходы исключительно от размещения рекламы в рассылках; www.auto.ru — крупнейший автомобильный портал Рунета, привлекателен для рекламодателей из автомобильных и сопутствующих бизнесов.

2. Business Supported (модель поддержки существующего бизнеса.) В случае если у компании есть бизнес в off-line, то с помощью сайта и рекламных мероприятий в Сети, фирма расширят свою клиентскую базу, формирует благоприятный имидж. А также открывает новый канал продаж через Интернет. Осуществляет через сеть поддержку клиентов и партнеров, оптимизирует с помощью интернет-технологий бизнес-процессы внутри компании. Пример: «Московская Сотовая Связь» (www.mcc.ru) — крупный оператор сотовой связи. На сайте представлена подробная информация о компании и ее услугах, успешно работает Интернет-магазин по продаже оборудования и сервисов данного оператора.

3. New Business (модель создания нового бизнеса). Сеть дает возможность создания новых бизнесов или бизнес-единиц внутри компании. Примером новых бизнесов являются многочисленные студии веб-дизайна, интернет-агентства, интернет-магазины, платные сервисы и т.д. Можно отметить сервер информационного агентства «Интерфакс» (www.interfax.ru), где доступ к значительной части контента стоит определенную абонентскую плату.

4. Capitalization (модель капитализации проекта). В основе проекта лежит одна из приведенных выше моделей, но главной целью создателей является рост капитализации (стоимости) и ликвидности (возможности продать) проекта. В зависимости от бизнесс-плана капитализация может считаться от аудитории сайта, денежных потоков, которые проходят через интернет-сервис, технологического владения, know-how и т.д. В 2000 году произошло около десятка разных по величине сделок по полной или частичной продаже российских интернет-проектов инвесторам. Среди примеров — магазин Ozon.ru, контент-проект Referat.Ru, поисковая система Yandex.Ru и т.д.

5. Энтузиазм. Не является бизнес моделью, но вместе с тем часто бывает основным двигателем на ранней разработке интернет-проектов. Тот же Auto.Ru создавался в одиночку в свободное от работы время программистом Михаилом Рогальским. Сейчас проект очень неплохо себя окупает и над его развитием работает целая команда.

С точки зрения маркетинга, сайт — это набор информационных блоков и инструментов для взаимодействия с одним или несколькими сегментами целевой аудитории. Какая информация будет представлена на сайте, какие инструменты будут задействованы, как они будут взаимодействовать между собой, зависит от двух аспектов:

— от выбранной бизнес-модели, краткосрочных и долгосрочных задач

— от типа сегментов целевой аудитории и возможности взаимодействовать с ней тем либо иным способом.